Мошенничество в сфере получения конфиденциальных данных
В последние годы широкую популярность получило мошенничество в сфере получения конфиденциальных данных, паролей и пин-кодов от банковских карт и счетов.
Законодательством РФ предусмотрена ответственность за указанные деяния. Так, Федеральным Законом № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса РФ дополнена квалифицирующим признаком п. «г» - с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.
Кроме того, статьёй 159.3 УК РФ предусмотрена ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа.
Данный вид хищения является наиболее опасным и самым распространённым способом. Суть заключается в выманивании у жертвы паролей, пин-кодов, номеров и CVV-кодов (номер на обратной стороне карты). Схем, которые помогают мошенникам получить нужные сведения, очень много.
К примеру, Вам звонит незнакомец, номер входящего звонка очень похож на номер банка, а звонивший представляется «сотрудником службы безопасности банка». Злоумышленники могут поменять одну цифру в номере, которую вы не заметите и подумаете, что это банковский номер.
Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой». Он просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли от Вашего Банка. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег». Сами банки, ни при каких обстоятельствах не требуют CVV-код (номер на обратной стороне карты) и Пин-код.
Также широкую популярность получили смс-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше. Для получения выигрыша просят перевести на электронные счета определенную сумму денег, мотивируя это необходимостью уплаты налогов, пошлин и пр. Любая просьба перевести деньги для получения выигрыша должна вас насторожить, поскольку никаких денег с вас не должны требовать за ваши выигрыши.
Кроме того, выигрыш в лотерею влечет за собой налоговые обязательства, но уплата налогов не осуществляется посредством перевода денег на электронные счета граждан и организаций или электронные кошельки.
Также имеет место мошенничество при получении кредита, в ходе которого после заполнении заявки на неофициальных ресурсах (интернет сайт) Вам звонит лицо (сотрудник данной организации) и интересуется о наличии банковской карты на которую будут переведены денежные средства и просят передать им всю необходимую информацию о карте, включаю CVV-код (номер на обратной стороне карты), после чего производят снятие денег с карты, якобы в счет погашения первого платежа. В дальнейшем Вам предлагается перевести различные суммы денег в целях страховки кредита, оплаты курьера (который должен привезти документы), разблокировку счета и т.д., уверяя в том, что после все потраченные деньги вам вернутся.
Как защитить себя:
- Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам, ни при каких обстоятельствах н сообщайте номер карты, VV-код (номер на обратной стороне карты) и Пин-код.
- Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас секретные данные от карты или интернет-банка.
- Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.